Восстановление неисправностей турбин.

Несмотря на все заверения производителей о надёжности и долговечности турбокомпрессора, его поломки не являются редкостью. И это естественно. Ведь  в процессе работы на турбину действуют высокие температурные и динамические нагрузки. В общем, на долговечность и надёжность этого узла влияют множество внешних факторов.

Как показывает практика, любая современная турбина имеет ресурс вполне сопоставимый с ресурсом мотора  — в этом уверен практически каждый специалист, занимающийся ремонтом и обслуживанием турбокомпрессоров. Но ситуация, связанная с ремонтом или заменой турбокомпрессора для турбированных двигателей не является такой уж большой редкостью, особенно для движков, у которых достаточно большой пробег. Бывают очень частые случаи выхода из строя турбин, что в результате порождает мнение о ненадёжности турбомоторов, несмотря на все их динамические качества, и владельцу необходимо заранее подготовиться к решению проблем выхода его из строя. Для того, чтобы починить турбокомпрессор с минимальными затратами, необходимо знать причины его поломки.

Главным фактором, влияющим на корректность работы любого турбомотора, является смазочная система роторных подшипников. Работа этого узла постоянно подвергается предельным нагрузкам, связанными с высокой частотой вращения и температурными перепадами. Поэтому ротору жизненно необходима смазка, к характеристикам которой ввиду тяжёлых условий работы предъявляются очень высокие требования (к качеству масла). Главным критерием качества смазки является её чистота – параметр, который при использовании масла в турбированном моторе должен иметь особое значение. Ведь даже из-за небольшого количества грязи в масле может возникнуть повышенная изношенность работающих подшипников, установленных на валу туброкомпрессора. В результате износа твёрдые, обладающие абразивными свойствами частички подшипников попадают в смазку. Это и приводит к возникновению задиров и рисков на поверхности трения деталей. Также в изготовленных из мягкого материала подшипниках из-за сильной изношенности увеличивается зазор, что нарушает (а то и вовсе разрушает) масляную плёнку, что негативно влияет на работу турбокомпрессора. Если при попадании инородных частиц в смазку турбокомпрессор ещё сможет продержаться, то при разрушении масляной плёнки печальный финал не заставит себя долго ждать. Поэтому поддержка надлежащего состояния системы смазки – это важный фактор корректной работы турбонаддува.

Лучшим вариантом обеспечения работы системы турбонаддува является, по мнению производителей турбин, использование масла, предназначенного для заливания в двигатели с турбонаддувом. Такого рода смазка создаётся с учётом тяжёлых условий работы турбокомпрессора. Если же использовать качественное, но не предназначенное для турбомотора масло, то это существенно сократит срок службы турбокомпрессора.

Помимо проблем со смазкой, причиной поломки турбины может стать ремонт мотора, при котором турбина демонтируется. Когда ремонтные работы завершены и турбину ставят на место, то её прокладки смазываются герметиком (для повышения надёжности). Не нужно это делать. Сильно затянутые крепёжные болты выдавливают герметик, который полностью блокирует подачу масла или охладителя. Естественно, турбина после этой процедуры долго не продержится.

Ещё одной причиной выхода из строя турбины являются попавшие в неё посторонние твёрдые предметы, что повреждает колёса турбины и турбокомпрессора. Ведь даже с небольшим сколом турбокомпресор быстро выходит из строя. Проблема заключается в том, что вал турбокомпрессора вращается на высоких оборотах и при попадании твёрдых инородных предметов нарушается его балансировка, что в итоге приводит к выходу из строя турбины и турбокомпрессора.

Не исключён выход из строя турбины из-за мотора или катализатора системы выхлопов. Благодаря движку в выпускном коллекторе образуются выбросы нагара с клапанов или осколков поршней. А от катализатора в зону работы турбины залетают его частички. Всё это вынуждает турбину работать в высоких режимах, что не может не сказаться на потери прочности крыльчаток и перегреву самой турбины.

Чтобы не столкнуться  вышеописанными проблемами, необходимо придерживаться нескольких простых правил.

1.                  Периодическое проведение технического обслуживание мотора. Причём для машин с турбированными движками технической обслуживание необходимо проводить гораздо чаще, чем для автомобилей с обычными моторами.

2.                  Во время технического обслуживания:

— использовать масло, предназначенное только для машин с турбомоторами;

— не использовать масло типа  0W-X;

— периодически менять воздушный фильтр (при этом обращать внимание на его качество);

— при техническом обслуживании нужно проверить, в каком состоянии находятся все системы мотора (система смазки, система подачи топлива, вентиляция картера, система выпуска).

Category: Информация